«Уроки доброты» как эффективная технология формирования инклюзивной среды в образовательном учреждении»

Инклюзия, как реализация Закона об образовании и ближайшая перспектива всего нашего образования, не обеспечивается исключительно организацией «безбарьерной среды», - архитектурной, транспортной, обеспечивающих физическую доступность школы. Одним из наиболее эффективных «инструментов» в достижении этих целей являются «Уроки доброты». «Уроки доброты»: – демонстрируют приспособления и условия, позволяющие людям с инвалидностью вести обычную самостоятельную жизнь; – рассказывают о жизни людей с инвалидностью, об их правах и возможностях, о том, как и где они могут учиться, где и кем могут работать, какими видами спорта и творчества могут заниматься; – комментируют успехи совместного обучения в обычной школе детей с инвалидностью и без инвалидности, доступной школы для всех.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА

Инклюзия, как реализация Закона об образовании и ближайшая перспектива всего нашего образования, не обеспечивается исключительно организацией «безбарьерной среды», - архитектурной, транспортной, обеспечивающих физическую доступность школы. Главные барьеры – культурологические: стереотипы и предрассудки, неготовность и нежелание учителей, детей, родителей принять новые реалии жизни нашего сообщества. Как сломать стереотипы, как подготовить детей и их родителей к принятию детей с ОВЗ в коллектив класса, школы, как создать психологически комфортную ситуацию для всех участников образовательного процесса: детей, учителей, родителей? Решение этой проблемы – в формировании новой культуры – культуры инклюзивного общества.

Одним из наиболее эффективных «инструментов» в достижении этих целей являются «Уроки доброты».

«Уроки доброты»:

– демонстрируют приспособления и условия, позволяющие людям с инвалидностью вести обычную самостоятельную жизнь;

– рассказывают о жизни людей с инвалидностью, об их правах и возможностях, о том, как и где они могут учиться, где и кем могут работать, какими видами спорта и творчества могут заниматься;

– комментируют успехи совместного обучения в обычной школе детей с инвалидностью и без инвалидности, доступной школы для всех.

Особая значимость проекта в том, что подготовка сертифицированных специалистов по проведению «Уроков доброты» реально обеспечит увеличение доли сторонников инклюзивного образования в наших школах. Сертифицированными специалистами станут педагоги, люди с инвалидностью, представители НКО.

Планируется подготовить комплект учебно - методических материалов с программами подготовки специалистов и рекомендаций по организации и проведению «Уроков» с целью тиражирования курсов с использованием вт.ч. дистанционных технологий.

Деятельность сертифицированных специалистов, владеющих технологией «Уроков доброты» будет способствовать изменению отношения педагогического сообщества, родителей и школьников к инклюзивному образованию, и, как результат - появлению новых инклюзивных классов и школ.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Разработка и апробация методики проведения «Уроков доброты» как технологии формирования инклюзивной среды в образовательной организации.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

  1. обобщение и доработка существующих практик проведения «Уроков» в школах и учреждениях дополнительного образования детей;
  2. обоснование использования «Уроков доброты» как технологии формирования инклюзивной среды в организации;
  3. разработка методических рекомендаций и программ подготовки сертифицированных специалистов из числа учителей, актива НКО, (в т.ч. молодых людей с инвалидностью);
  4. апробирование программ подготовки (организацию курсов повышения квалификации) для данных целевых групп проекта.

ГЕОГРАФИЯ ПРОЕКТА

Проект будет реализован в 5 регионах ПФО:

  1. Казань, Республика Татарстан - «Городской центр образования»
  2. Нижний Новгород Нижегородская региональная общественная организация культурно, социально-трудовой реабилитации инвалидов опорников и колясочников «Инватур».
  3. Киров - Региональная общественная организация родителей детей-инвалидов «Дорогою добра» Кировской области.
  4. Самара - Самарская городская общественная организация инвалидов-колясочников «Ассоциация ДЕСНИЦА» Самарской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийского общества инвалидов»
  5. Ульяновск – Региональный информационный ресурсный фонд.

СРОКИ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

01.12.2017 - 30.06.2018

ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ ПРОЕКТА

  1. Молодые люди с инвалидностью
  2. Актив СО НКО
  3. Педагоги общеобразовательных организаций и учреждений ДОД

календарь проекта

Разработка методики и программы проведения «Уроков доброты» (для 3 возрастных категории школьников) декабрь 2017 г. - январь 2018 г.
Разработка учебных планов и программ курсов повышения квалификации для учителей и специалистов НКО январь-февраль 2018 г.
Организация и проведение курсов повышения квалификации с сертификацией выпускников  в 5 регионах ПФО Подробное расписание тут
Разработка и тираж методического сборника «Формирование инклюзивной среды в образовательной организации. «Уроки доброты» - методика, технологии и реализация» май-июнь 2018 г.
Рассылка сборника всем слушателям курсов июнь 2018 г.