Инклюзия, как реализация Закона об образовании и ближайшая перспектива всего нашего образования, не обеспечивается исключительно организацией «безбарьерной среды», - архитектурной, транспортной, обеспечивающих физическую доступность школы. Одним из наиболее эффективных «инструментов» в достижении этих целей являются «Уроки доброты». «Уроки доброты»: – демонстрируют приспособления и условия, позволяющие людям с инвалидностью вести обычную самостоятельную жизнь; – рассказывают о жизни людей с инвалидностью, об их правах и возможностях, о том, как и где они могут учиться, где и кем могут работать, какими видами спорта и творчества могут заниматься; – комментируют успехи совместного обучения в обычной школе детей с инвалидностью и без инвалидности, доступной школы для всех.
«Уроки доброты» как эффективная технология формирования инклюзивной среды в образовательном учреждении»
СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА
Инклюзия, как реализация Закона об образовании и ближайшая перспектива всего нашего образования, не обеспечивается исключительно организацией «безбарьерной среды», - архитектурной, транспортной, обеспечивающих физическую доступность школы. Главные барьеры – культурологические: стереотипы и предрассудки, неготовность и нежелание учителей, детей, родителей принять новые реалии жизни нашего сообщества. Как сломать стереотипы, как подготовить детей и их родителей к принятию детей с ОВЗ в коллектив класса, школы, как создать психологически комфортную ситуацию для всех участников образовательного процесса: детей, учителей, родителей? Решение этой проблемы – в формировании новой культуры – культуры инклюзивного общества.
Одним из наиболее эффективных «инструментов» в достижении этих целей являются «Уроки доброты».
«Уроки доброты»:
– демонстрируют приспособления и условия, позволяющие людям с инвалидностью вести обычную самостоятельную жизнь;
– рассказывают о жизни людей с инвалидностью, об их правах и возможностях, о том, как и где они могут учиться, где и кем могут работать, какими видами спорта и творчества могут заниматься;
– комментируют успехи совместного обучения в обычной школе детей с инвалидностью и без инвалидности, доступной школы для всех.
Особая значимость проекта в том, что подготовка сертифицированных специалистов по проведению «Уроков доброты» реально обеспечит увеличение доли сторонников инклюзивного образования в наших школах. Сертифицированными специалистами станут педагоги, люди с инвалидностью, представители НКО.
Планируется подготовить комплект учебно - методических материалов с программами подготовки специалистов и рекомендаций по организации и проведению «Уроков» с целью тиражирования курсов с использованием вт.ч. дистанционных технологий.
Деятельность сертифицированных специалистов, владеющих технологией «Уроков доброты» будет способствовать изменению отношения педагогического сообщества, родителей и школьников к инклюзивному образованию, и, как результат - появлению новых инклюзивных классов и школ.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Разработка и апробация методики проведения «Уроков доброты» как технологии формирования инклюзивной среды в образовательной организации.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
- обобщение и доработка существующих практик проведения «Уроков» в школах и учреждениях дополнительного образования детей;
- обоснование использования «Уроков доброты» как технологии формирования инклюзивной среды в организации;
- разработка методических рекомендаций и программ подготовки сертифицированных специалистов из числа учителей, актива НКО, (в т.ч. молодых людей с инвалидностью);
- апробирование программ подготовки (организацию курсов повышения квалификации) для данных целевых групп проекта.
ГЕОГРАФИЯ ПРОЕКТА
Проект будет реализован в 5 регионах ПФО:
- Казань, Республика Татарстан - «Городской центр образования»
- Нижний Новгород - Нижегородская региональная общественная организация культурно, социально-трудовой реабилитации инвалидов опорников и колясочников «Инватур».
- Киров - Региональная общественная организация родителей детей-инвалидов «Дорогою добра» Кировской области.
- Самара - Самарская городская общественная организация инвалидов-колясочников «Ассоциация ДЕСНИЦА» Самарской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийского общества инвалидов»
- Ульяновск – Региональный информационный ресурсный фонд.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
01.12.2017 - 30.06.2018
ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ ПРОЕКТА
- Молодые люди с инвалидностью
- Актив СО НКО
- Педагоги общеобразовательных организаций и учреждений ДОД
календарь проекта
Разработка методики и программы проведения «Уроков доброты» (для 3 возрастных категории школьников) | декабрь 2017 г. - январь 2018 г. |
Разработка учебных планов и программ курсов повышения квалификации для учителей и специалистов НКО | январь-февраль 2018 г. |
Организация и проведение курсов повышения квалификации с сертификацией выпускников в 5 регионах ПФО | Подробное расписание тут |
Разработка и тираж методического сборника «Формирование инклюзивной среды в образовательной организации. «Уроки доброты» - методика, технологии и реализация» | май-июнь 2018 г. |
Рассылка сборника всем слушателям курсов | июнь 2018 г. |
партнеры проекта
- Учреждение высшего образования "Университет управления "ТИСБИ" (г. Казань)
- РООИ "Перспектива" (г. Москва)
- Нижегородская региональная общественная организация культурно, социально-трудовой реабилитации инвалидов опорников и колясочников «Инватур» (г. Нижний Новгород)
- Региональная общественная организация родителей детей-инвалидов «Дорогою добра» Кировской области (г. Киров)
- Самарская городская общественная организация инвалидов-колясочников «Ассоциация ДЕСНИЦА» Самарской областной организации Общероссийской общественной организации «Всероссийского общества инвалидов» (г. Самара)
- Региональный информационный ресурсный фонд (г. Ульяновск)