Проект «Семейный университет-2» (реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов) является логическим продолжением проекта «Семейный университет», который реализовывался в 2018 году в 10 регионах РФ по инициативе Национального института защиты детства. Региональный оператор проекта в Казани - ЧУ ДПО "Городской центр образования".
Современный мир, имеющий развитую инфраструктуру и предлагающий детям разнообразные возможности для развития и самореализации, порождает также массу проблем и рисков для детей, не имеющих сформированных навыков защиты себя. Ведущими являются риски насилия, физического травматизма, интернет-угрозы. Обучение детей знаниям и навыкам личной безопасности и ассертивного поведения у детей сопряжено с рядом сложностей и требует особого подхода специалистов. Родители, опираясь на опыт своего детства и полученного воспитания, недостаточно подготовлены для самостоятельного решения воспитательных задач, направленных на обеспечение безопасности, психологической устойчивости детей. Современные подходы часто остаются для них неизвестными, новая информационная среда знакома им меньше, чем их собственным детям.
В новом проекте мы расширяем географию, пригласив к сотрудничеству новые регионы, и делаем упор на реализации именно детской программы, которая содействует родителям в обучении детей необходимым социальным навыкам и навыкам личной безопасности. Именно такой подход позволяет поддерживать всю семейную систему, укрепляя родителей в решении проблем детей и поддерживая детей в процессе развития, обеспечивает целостность результатов проекта.
Актуальность проекта: Современный мир, имеющий развитую инфраструктуру и предлагающий детям разнообразные возможности для развития и самореализации, порождает также массу проблем и рисков для детей, не имеющих сформированных навыков защиты себя. Ведущими являются риски насилия, физического травматизма, интернет-угрозы. Обучение детей знаниям и навыкам личной безопасности и ассертивного поведения у детей сопряжено с рядом сложностей и требует особого подхода специалистов. Родители, опираясь на опыт своего детства и полученного воспитания, недостаточно подготовлены для самостоятельного решения воспитательных задач, направленных на обеспечение безопасности, психологической устойчивости детей. Современные подходы часто остаются для них неизвестными, новая информационная среда знакома им меньше, чем их собственным детям.
Проект «Семейный университет-2» является логическим продолжением проекта «Семейный университет», который реализовывался в 2018 году в 10 регионах РФ. В новом проекте мы расширяем географию, пригласив к сотрудничеству новые регионы, и делаем упор на реализации именно детской программы, которая содействует родителям в обучении детей необходимым социальным навыкам и навыкам личной безопасности. Именно такой подход позволяет поддерживать всю семейную систему, укрепляя родителей в решении проблем детей и поддерживая детей в процессе развития, обеспечивает целостность результатов проекта.
Цель проекта: реализация дистанционных форм просвещения и развитие у детей навыков неконфликтного и безопасного социального поведения.
Задача 1: Проведение интерактивной программы обучения детей, направленной на формирование позитивных навыков личной безопасности и ассертивного поведения (с использованием дистанционных форм).
Задача 2: Оказание профессиональной поддержки родителям по проблемам воспитания и неконфликтного безопасного социального поведения.
Задача 3: Обучение специалистов, осуществляющих работу с семьями и детьми для сопровождения детских групп в процессе освоения ими материала, а также последующего проведения аналогичных программ в регионах.
Интерактивная программа для детей состоит из 10 занятий, проводимых в форме вебинаров, которые проходят 1 раз в неделю. Программа поможет ребенку знать алгоритмы и уметь пользоваться навыками уверенного и безопасного поведения, как в простых, так и в сложных жизненных ситуациях: противостоять насилию, оскорблениям, шантажу, вербальным и физическим нарушениям границ, различным злоупотреблениям.
Программа позволит детям чувствовать себя достаточно уверенно, чтобы практиковать эти навыки в жизни, научиться заботиться о своей личной безопасности и ценить свою жизнь.
В Программе используются наглядные и доступные для детей видео- и аудиоматериалы.
Демонстрируется развлекательно-познавательный видео-тренинг. Дети на примерах из жизни видят применение безопасного и ассертивного поведения.
На занятиях дети учатся:
- демонстрировать уверенное поведение;
- быть настойчивыми для получения помощи от взрослых;
- говорить СТОП при нарушениях личных границ;
- «делать проверку»;
- обходиться с оскорблениями и кличками;
- принимать похвалу;
- ценить свою жизнь.
Календарный план реализации проекта
№ п/п | Мероприятие/Исполнитель | Ожидаемые итоги | Дата |
1 | Разработка методического материала для участников семинаров в регионах реализации проекта/специалисты Института | Разработано пособие для участников очных семинаров в регионах реализации проекта | до 01.06.2020 |
2 | Разработка пособия для детей-участников интерактивной программы/специалисты Института | Разработано иллюстрированное пособие для детей, участвующих в программе. Работа с пособием будет способствовать закреплению навыков, полученных на занятиях. | до 01.07.2020 |
3 | Проведение образовательных семинаров для специалистов, работающих с семьями и детьми/специалисты Института | Проведено 6 трехдневных семинаров (по 1 в каждом регионе реализации проекта). Специалисты приобретают и совершенствуют профессиональные навыки сопровождения групп в процессе обучения, а также самостоятельного проведения дистанционных программ для детей. На семинарах специалисты также обучаются отработке модели «мягкого» вовлечения родителей в деятельность по развитию родительских компетенций и возможности получения профессиональной помощи в случаях возникновения трудностей и проблем в воспитании ребенка: от мотивационного информирования до профессионального индивидуального сопровождения и организации взаимоподдержки в родительском сообществе. |
до 30.09.2020
|
4 | Набор детских групп в образовательных учреждениях/организациях (дошкольники)/Партнер в регионе | Сформированы группы (8 групп по 10 человек в каждой группе в каждом из регионов). | до 10.09.2020 |
5 | Проведение дистанционных методических супервизий/специалисты Института | Проведено 12 дистанционных методических супервизий для специалистов, сопровождающих детские группы и готовящихся к проведению дистанционных программ для детей в своих регионах. Проведено не менее 12 супервизий по разбору трудных случаев, выявленных в процессе реализации проекта. Специалисты получили методическую помощь по работе с родителями и детьми. | до 20.05.2021 |
6 | Проведение индивидуальных консультаций для родителей/ специалисты Института+ Партнер в регионе | Проведено 30 он-лайн консультаций, у родителей снизился уровень тревожности по детско-родительским проблемам, получены ответы и помощь по конкретным ситуациям. | до 30.09.2020 |
7 | Проведение дистанционного курса для дошкольников/ специалисты Института+Партнер в регионе | Проведен цикл из 10 занятий (последовательно), участие в обучении приняли не менее 120 детей (по 20 в каждом из 6 регионов). Дети знают алгоритмы действий и умеют пользоваться навыками уверенного и безопасного поведения, как в простых, так и в сложных жизненных ситуациях: противостоять насилию, оскорблениям, шантажу, вербальным и физическим нарушениям границ, различным злоупотреблениям, уметь просить помощь у взрослых. | до 15.12.2020 |
8 | Проведение интерактивной программы для младших школьников/специалисты Института+Партнер в регионе | Проведен цикл из 10 занятий (последовательно), участие в обучении приняли не менее 120 детей (по 20 в каждом из 6 регионов). Дети знают алгоритмы действий и умет пользоваться навыками уверенного и безопасного поведения, как в простых, так и в сложных жизненных ситуациях: противостоять насилию, оскорблениям, шантажу, вербальным и физическим нарушениям границ, различным злоупотреблениям, уметь просить помощь у взрослых. | до 20.12.2020 |
9 | Проведение дистанционного курса для дошкольников/специалисты Института+Партнер в регионе | Проведен цикл из 10 занятий (последовательно), участие в обучении приняли не менее 120 детей (по 20 в каждом из 6 регионов). Дети знают алгоритмы действий и умеют пользоваться навыками уверенного и безопасного поведения, как в простых, так и в сложных жизненных ситуациях: противостоять насилию, оскорблениям, шантажу, вербальным и физическим нарушениям границ, различным злоупотреблениям, уметь просить помощь у взрослых. | до 20.03.2021 |
10 | Проведение дистанционного курса для младших школьников/специалисты Института+Партнер в регионе | Проведен цикл из 10 занятий (последовательно), участие в обучении приняли не менее 120 детей (по 20 в каждом из 6 регионов). Дети знают алгоритмы действий и умеют пользоваться навыками уверенного и безопасного поведения, как в простых, так и в сложных жизненных ситуациях: противостоять насилию, оскорблениям, шантажу, вербальным и физическим нарушениям границ, различным злоупотреблениям, уметь просить помощь у взрослых. | до 30.05.2021 |
В результате реализации проекта:
- Дети, приобретут навыки неконфликтного общения и безопасного поведения, в том числе социальные навыки неконфликтного общения, различения незнакомых людей, обращения с оскорблениями, рассказа взрослому, распознания угрожающих ситуаций, управления проблемными ситуациями, эмоциональными триггерами, навыками отказа от нежелательных действий.
- Специалисты ознакомятся с особенностями проведения дистанционного курса для детей, а также установления доверительной связи с детьми и родителями, защиты детей в угрожающей ситуации; приобретут навыки помощи родителям по преодолению психологических проблем в воспитании детей, испытывающих сложности в социальной адаптации.
- Родители смогут сами для себя определить границы безопасного для ребенка, освоить навыки формирования у детей норм безопасного поведения и самозащиты, увидеть своего ребенка с позитивной успешной точки зрения.
В рамках реализации проекта партнёрские учреждения осуществляют мероприятия в соответствии с планом реализации проекта, а именно:
- проводят работу по продвижению курса в региональных СМИ и родительских сообществах, распространению информации о курсе среди родительской общественности на территории региона;
- размещают и обновляют информацию о курсе вебинаров на сайте Организации на сайтах партнёров, в СМИ;
- ведут работу с родителями, направленную на их информирование и мотивирование к участию детей в программе обучения;
- на базе учреждений осуществляют формирование, набор и сопровождение детских групп (дошкольников и младших школьников);
- предоставляют Институту списки участников по блокам с указанием их контактной информации;
- распространяют теоретический и прикладной материалы, предоставленные Институтом;
- предоставляют промежуточные и итоговый отчёт о выполнении мероприятий проекта.
В Казани реализация проекта начнется в сентябре 2020 года с обучения специалистов 2 казанских школ и 2 детских садов.
Принимаются заявки на участие в проекте
куратор проекта Роза Шагимуратовна Ермакова, тел.: +7 962 563 75 70