Как мальчик с аутизмом полюбил музыку и нашел друга: история Артура Титова

В казанской школе № 156 урок физкультуры. Артур Титов из 3 «А» ловит мяч и ловко передает пас товарищу по команде. Тот бьет по воротам, и Артур радостно кричит: «Ура! Гол!». Сложно представить, что три года назад этот активный мальчик боялся зайти в спортивный зал. У Артура аутизм, когда он пришел в первый класс, ему было сложно воспринимать звуки. На уроках музыки педагог давал ему специальные наушники с шумоподавлением.

«Встреча с каждым новым человеком была для Артура большим стрессом. Он вообще не разговаривал с одноклассниками — лишь повторял действия за другими детьми. Например, на перемене все бегали — и он начинал бегать», — вспоминает Венера Садикова, социальный педагог.

Раньше Артура сопровождал тьютор. Она следила, чтобы ребенок был готов к уроку, а если Артур отвлекался, показывала ему специальную карточку с рисунком «смотрим на учителя», — это помогало ему сосредоточиться. Сейчас мальчик ходит на уроки сам, не боится задавать вопросы учителям, болтает с одноклассниками.

«Мне нравится в школе. Мои любимые уроки — математика, английский язык и физкультура», — делится Артур.

«Меня очень радует, что мы попали именно в эту школу, что у ребенка есть прогресс в развитии и социализации. Артур стал более контактным, хотя общение дается ему с трудом. Он тянется к другим детям, ему интересно с ними», — говорит мама Артура Резеда Титова.

Освоиться Артуру в школе помогли занятия в ресурсной комнате. Она появилась в школе благодаря федеральному социальному проекту «На урок — вместе» РООИ «Перспектива» и компании Ingka Centres в России. Психолог и дефектолог проводили там групповые занятия в парах и по три человека, затем Артур продолжал общаться с другими детьми в классе.

«В ресурсной комнате есть музыкальная настенная панель с барабаном, металлофоном, фортепьяно и другими инструментами. Постепенно при поддержке учителя Артур научился спокойно реагировать на шум, музыку и другие громкие звуки. Если в первом классе он не мог находиться на новогодней елке, то во втором мы все вместе водили хоровод», — рассказывает Венера Садикова, социальный педагог.

Самое главное, что теперь у Артура появился друг — Амир. Они вместе участвуют в конкурсе поделок «Золотая нить», собираются пойти на показы в рамках кинофестиваля «Кино без барьеров». Мальчишки вместе участвовали во всероссийском конкурсе рисунков для детей с ОВЗ «Я могу! Я рисую!», их работы были опубликованы в печатном сборнике творчества.

Ресурсная комната в школе № 156 открыта в рамках федерального проекта РООИ «Перспектива» и компании Ingka Centres в России «На урок — вместе». В Казани проект реализует Городской центр образования. За 2019 год благодаря проекту было открыто 7 ресурсных комнат в школах и садах Подмосковья и других регионов, проведено более 1 500 инклюзивных мероприятий, в которых приняли участие почти 50 000 человек.