Все мы разные, и это не мешает нам дружить: как Амир Хайрутдинов пошел в школу

В третьем классе казанской школы № 156 учится Амир Хайрутдинов. Задорный непоседа, который любит играть в футбол и болтать с соседом по парте. Сложно представить, что в первом классе он боялся поднять руку и не мог выйти отвечать у доски. У Амира нарушение развития и интеллекта. Когда он только пошел в школу, у него были проблемы с координацией, он мог непроизвольно качнуться или подернуться. Первый год Амира сопровождал тьютор, который помогал подготовиться к уроку, а сейчас мальчик ходит на уроки сам.

«Меня радует, что два года назад я не испугалась трудностей, не выбрала для своего ребенка “легкую” жизнь в коррекционной школе или на домашнем обучении, а подала документы в обычную общеобразовательную школу. Нам очень повезло с учебным заведением и с педагогическим коллективом!» — рассказывает Альфия Хайрутдинова, мама Амира.

Мама Амира уверена, что продуктивной учебе ее сына помогают не только постоянные курсы реабилитации, но и занятия с педагогами в ресурсной комнате, которая открылась в школе благодаря федеральному инклюзивному проекту РООИ «Перспектива» и компании Ingka Centres в России «На урок — вместе». В ресурсной комнате с мальчиком занимаются психологи и социальный педагог. Упражнения на развитие мелкой моторики — например, продеть шнурок в пуговицу — помогли решить проблемы с координацией. Занятия в комнате проходят в игровой форме. Амиру очень нравится дорожка «топ-топ»: учитель дает команду встать правой ногой на желтый треугольник, а ногой — на синий круг. Одно упражнение развивает одновременно координацию и логическое мышление.

«Спустя 2 года все педагоги отмечают, что у Амира колоссальный прогресс, — комментирует Венера Садикова, социальный педагог и учитель начальных классов. — Он стал более усидчивым и самостоятельным. Не стесняется задавать вопросы, если что-то непонятно. Конечно, бывают моменты, когда ему тяжело высидеть все 45 минут урока, тогда он может выйти на некоторое время из класса для психоэмоциональной разгрузки, а потом возвращается и продолжает занятия».

Самое главное — найти подход к ребенку, и тогда учеба становится ему в радость. Учителя поняли, что Амиру просто надо более тщательно объяснять материал, а при необходимости — несколько раз повторить. Также очень важно донести до родителей, что дома нужно повторять с ребенком все, о чем говорили в школе.

 «Нам очень повезло и с педагогами, и с тьюторами. С детьми работают увлеченные своим делом люди: у них горят глаза, а дети это видят и тянутся за ними», — говорит Марина Хоменко, директор школы № 156 г. Казани.

Родители Амира волновались, как ребенка с инвалидностью примут одноклассники. В школе прошли Недели инклюзивного образования, Фестивали параспорта, Уроки доброты. Дети познакомились с успешными людьми с инвалидностью, и эти встречи они обсуждали с учителями.

 «Мы не выделяем детей с инвалидностью в отдельную группу, а говорим о том, что особенности развития сродни разрезу глаз, цвету волос и кожи. Все мы разные, и это не мешает нам дружить», — рассказывает об инклюзии в школе социальный педагог Венера Садикова.

Ресурсная комната в школе № 156 в Казани открыта в рамках федерального проекта РООИ «Перспектива» и компании Ingka Centres в России «На урок — вместе». В Казани проект реализует Городской центр образования. За 2019 год благодаря проекту было открыто 7 ресурсных комнат в школах и садах Подмосковья и других регионов, проведено более 1 500 инклюзивных мероприятий, в которых приняли участие почти 50 000 человек.