Об инклюзивном образовании говорили на семинаре для учителей школ РТ

1 октября на базе казанского МБОУ 111 состоялся семинар для учителей школ Татарстана, на котором строились планы на текущий учебный год, обсуждались насущные проблемы, а также были затронуты вопросы инклюзии и инклюзивного образования. Блок, посвященный инклюзивному образованию, был проведен специалистами ЧУ ДПО «Городской центр образования» в рамках проекта ЕС «Эффективная реализация права на инклюзивное образование на местном уровне», а также педагогами школы.

Блок, посвященный инклюзивному образованию, представляли Ирина Чумакова, педагог-психолог, и Марина Долгополова, завуч по воспитательной работе школы 111, а также специалист Городского центра образования Мария Миннахметова, которая провела семинар-тренинг по пониманию инвалидности.

Спикеры и приглашенные педагоги говорили о особых образовательных потребностях школьников с инвалидностью, о случаях буллинга и методах преодоления таких ситуаций, кроме того, отметили и проблемы доступности среды для людей с ОВЗ.

В рамках инклюзивного блока педагог-психолог Ирина Чумакова рассказала об устройстве школьной ресурсной комнаты:

«Регулярные занятия в ресурсной комнате очень помогают школьникам, особенно ученикам с инвалидностью. Такие занятия полезны в плане развития когнитивной, эмоциональной и личной сферы.

Работа с педагогами, нахождение в классе среди сверстников, посещение ресурсной комнаты – все в комплексе дает эффективный результат. В нашей школе обучается ребенок с инвалидностью, у которого мы видим прогресс от таких комплексных занятий: он стал более усидчивым и спокойным, научился писать буквы, продолжает учиться читать».

Мария Миннахметова продолжила тему инклюзии – провела семинар по пониманию инвалидности - и на собственном примере показала участникам семинара, что люди с инвалидностью могут добиться многого, если у них есть не только желание развиваться, но и поддержка общества:

«Тринадцать лет назад я стала передвигаться на инвалидной коляске. Мне пришлось полностью перестроить свой образ жизни, получить другое образование, узнать, что среда совсем недоступная (на тот момент) для людей с инвалидностью.

Уже несколько лет команда специалистов Городского центра образования, в которую я вхожу, работает для того, чтобы сделать инклюзию нормой жизни, а не исключением. Наша основная задача – развитие инклюзивного образования и инклюзии в обществе в целом.

Проект, реализуемый Городским центром образования, системный: мы работаем как в детских садах, так и в школах: проводим уроки доброты; профориентационные мероприятия; инклюзивные кинопоказы; спортивные инклюзивные мероприятия, например, Фестиваль параспорта; по нашей инициативе начали работать школьные инклюзивные телемастерские и др.».

Инклюзивный блок завершился кинопоказом мультфильмов про людей с инвалидностью и дискуссионной частью. Приглашенные на семинар педагоги сумели задать интересующие их вопросы, многие заинтересовались практикой проведения уроков доброты, которые они планируют внедрять на занятиях в своих образовательных учреждениях.